Первый украинский производитель
                  крановых и рольганговых электродвигателей

Техническая информация

Двигатели имеют следующую структуру обозначения:


  1. Код поколения
  2. Обозначение типа (RZ, AOG, RZV)
  3. Габарит (высота оси вращения, мм.)
  4. Установочный размер по длине станины (S, M, L)
  5. Число полюсов
  6. Климатическое исполнение по ГОСТ 15150 

Примеры обозначения: 2RZN 132LB6УХЛ4, 3CZN 355S6 (Рис. 1)

Рис. 1

Напряжение и частота


Двигатель изготавливается на номинальное напряжение 220 В (?) / 380 (Y), 380 В (?) / 660 В (Y), 400 В (?) / 690 В (Y) при частоте 50 Гц. По заказу потребителей двигатели могут  быть изготовлены на другие номинальные напряжения при частоте 50 Гц.


Двигатели имеют исполнение на частоту 60 Гц при нормальных напряжениях 230 В, 460 В, 230 В (YY) / 460 В (Y)


В соответствии с ГОСТ  28173 (МЭК 60034-1) двигателя могут эксплуатироваться  при отклонении напряжения  ± 5% или отклонения частоты ± 2% и одновременных отклонений  напряжения и частоты, ограниченных зоной «А» ГОСТ 28173  (60034-1). При этом параметры  двигателя могут отличаться от номинальных, а превышение температур обмоток может быть выше предельного по ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1) на   10 ?С.


Двигатели могут стабильно работать  при отклонении напряжения  ± 10% или отклонении  частоты от +3 до -5 % и одновременных отклонениях  напряжения частоты, ограниченных зоной «В»  ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1). Время работы в крайних пределах зоны «В» рекомендуется ограничивать.


Режимы работы


Периодическое изменение  нагрузки электромоторов и усилие эксплуатации машины определяют предписания, относящиеся к приводам. В связи с этим стандарт IEC 60 034-1  различает 6 классов режимов работы:


1) Продолжительный режим работы S1 (рис.2) – работа машины  при неизменной нагрузке Р и потерях Рv достаточное длительное время для достижения установившейся (неизменной) температуры всех частей (?max).

Рис. 2


2) Кратковременный режим работы S2 (рис.3) – работа машины при неизменной нагрузке Р в течении времени ?tp, недостаточно для достижения всеми частями машины установившейся температуры, после чего следует остановка машины на время, достаточное для охлаждения машины до температуры, не более чем 2 ?С повышающей температуру окружающей среды.

Рис. 3


3) Периодически повторно - кратковременный режим работы S3 (рис.4)  –  последовательность идентичных циклов работы,  каждый из которых включает  время работы  при неизменной нагрузке, за которое машина не нагревается до установившейся температуры и во время стоянки при этом  машина не охлаждается до температуры окружающей среды. При этом потери при пуске не оказывают влияния на температуру частей машины.

Рис. 4


4) Периодично повторно - кратковременный режим с влиянием  пусковых процессов (частыми реверсами) S4 (рис.5) – последовательность идентичных режимов работы, каждый из которых включает время пуска ?tD, время работы при постоянной нагрузке ?tр, за которое двигатель не нагревается  до установившейся температуры, и время стоянки  ?tR, за которое двигатель не охлаждается до температуры окружающей среды.

Рис. 5


5) Периодически повторно кратковременный режим с влиянием пусковых процессов  и электрическим торможением S5 (рис.6)режим, включающий в себя те же элементы, что и S4 с дополнительным периодом ?tF быстрого электрического торможения.

Рис. 6


Применительно к нашим изделиям этот режим относится  к двигателям для привода лифтов.


6) Перемежающий режим работы S6 (рис.7) -  последовательность идентичных циклов, каждый из которых включает время работы ?tр с постоянной нагрузкой Р и время работы на холостом ходу ?tV,, причем длительность таких режимов такова, что температура двигателя не достигает установившегося значения.

Рис. 7


7) Периодический перемежающий режим с влиянием пусковых процессов и электрическим торможением S7 (рис.8) – последовательность идентичных циклов, каждый из которых включает достаточно длительное время  пуска ?tD, время работы ?tр с постоянной нагрузкой и быстрое  электрическое торможение ?tF. Так как режим не содержит  пауз, то для него ПВ = 100%.

Рис. 8

Конструкция


Прочный корпус и подшипниковые щиты отлиты из  чугуна. Наружная поверхность корпуса ребристая, с горизонтально направленными ребрами. Двигатели выполнены в закрытом и брызгозащитном виде со степенью защиты IP44 и IP45 соответственно, с методом охлаждения IC411 и IC416. Кожух наружного вентилятора  также литой чугунный.


Вентилятор отлит из силумина (алюминиевого сплава), направление лопастей – радиальное. В брызгозащитном исполнении, воздух   с помощью   вентиляционных   лопаток   ротора,  всасывается   через торцевые  окна  в  подшипниковых  щитах,  омывает,  лобовые  части обмотки  статора  и  наружную  поверхность  сердечника  статора  и выбрасывается  через  боковые  окна  станины.  Для  направления воздуха внутри двигателя имеются диффузоры, установленные на подшипниковых щитах. В закрытом исполнении охлаждение   осуществляется   центробежным вентилятором,   расположенным   на   валу   двигателя   со   стороны противоположной   приводу,   обдувающим   ребристую   станину   и вентиляционными лопатками ротора, всасывающими воздух через нижнюю часть отверстий в подшипниковых щитах. Воздух омывает, лобовые   части   обмотки   и   выбрасывается   через   отверстия   в верхней части щитов.


В фазном исполнении контактные кольца со щетками находятся в пустотелом заднем подшипниковом щите. Щеткодержатели оконного типа закреплены неподвижно, движутся по мере износа только сами щетки в окнах. Окно для обслуживания щеток находится сверху  заднего подшипникового щита.


Коробка выводов, при исполнении на лапах, находится сверху корпуса. При фазном исполнении в коробке находятся не только выводы статора, но и выводы ротора.


При горизонтальном исполнении и высоте оси вращения до 200мм. включительно подшипники – радиальные шариковые, при высоте оси вращения свыше 200мм. подшипники – радиальные роликовые. Смазка подшипников возможна во время рабочего режима двигателя благодаря выведенным наружу масленкам, расположенным сверху.


Эти же самые электродвигатели, при установке на переходные пластины и изменении выходных хвостовиков, соответствуют по габаритно-присоединительным размерам по ГОСТ 2479.


Двигатели   могут   работать   в   любом   направлении   вращения. Присоединение зажимов U1, V1, W1 клеммой панели двигателя к сетевым   проводам   L1,   L2,   L3   соответственно   обеспечивают вращение по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Изменение  направления   вращения     на     противоположное,  достигается изменением подключения любых двух фаз.


Конструкция активной части, система изоляции


Сердечники  статора  и  ротора  электродвигателей  изготавливаются из штампованных листов высококачественной электротехнической стали,   легированной   кремнием. Сталь   имеет   термостойкое электроизоляционное  покрытие.  Сердечники  статора  скрепляются скобами.


Стандартное исполнение системы изоляции – класс нагревостойкости «F», по согласованию с заказчиком возможно производство электрических машин с классом нагревостойкости «Н».


Во всех случаях используется  вакуумная  пропитка  на базе синтетической смолы.


Обмотки  статоров и  роторов   выполняются  из медных стержней или  круглого эмалированного провода.




Вводные устройства


Выводные устройства – коробки выводов располагаются сверху станины (при согласовании с заказчиком возможно другое расположение коробки выводов). Конструкция коробок выводов предусматривает возможность подсоединения кабелей с медными и алюминиевыми жилами с оболочкой из резины или пластика, а также проводов в гибком металлическом рукаве. Концы обмотки статора двигателей подключены в коробку выводов  с целью их подсоединения к сети. Винты заземления находятся в коробке выводов и на корпусе.


В зависимости  от типа, подключение  вращающейся части двигателя с фазным ротором возможно через отдельную коробку выводов, или совместную коробку вывода со статором, или же  через сальники, находящиеся на щите подшипников.


Количество выводов в каждом случае 3.


Подключение к разным дополнительным элементам (термодатчикам, датчикам вибрации, подшипников, обогревателю против запотевания и т.д.) через основную или через отдельную коробку выводов.




Подшипники


Выбор подшипников зависит от высоты оси вращения  и нагрузок, которые действуют на приводную часть двигателя. В большинстве моторов установлен регулятор количества смазки, обеспечивающий смазку подшипников без разборки электродвигателя. Приводная часть электродвигателей с горизонтальным положением сборки, оборудована цилиндро - роликовыми подшипниками, а противоположная от привода сторона укомплектована глубокопазными  шарикоподшипниками. Исключением являются крановые двигатели.


Подшипники и концы вала рассчитаны на передачу моментов через гибкое сцепление. Срок службы подшипников 40 000 эксплуатационных часов.


Важно сообщить в заказе, что концы вала  примут на себя не только момент вращения, а аксиальную и радиальную нагрузку (например, клиноременная передача), так как возникает необходимость  в проверке нагрузки на концы валов и срока службы.



Дополнительные исполнения


Помимо двигателей основного, возможны  следующие исполнения:


По заказу возможно производство моторов с количеством полюсов  больше чем указанных  в таблице, а также изготовление двигателей на 60 Гц.


Двигатели с  короткозамкнутым ротором могут быть выполнены с переключателем полюсов, и с возможностью питания  от низкого напряжения.  Двигатели предназначенные для работы с регулятором частоты могут комплектоваться электромагнитным тормозом, принудительной вентиляцией и датчиком положения.

Дополнительные элементы


Двигатели могут быть дополнены следующими элементами:


- Встроенные термодатчики (РТС термистор, термодатчик Pt 100 в обмотку и подшипник);


- Система дистанционной смазки подшипников;


- Датчики вибрации SPM  или  SKF;


- Электроподогреватель обмотки и коробки выводов;


- Датчики числа оборотов;


- Датчик положения (энкодер);


- Контролер направления вращения;


- Электромагнитный тормоз;


- Независимая вентиляция.